Важность оформления договора железнодорожной перевозки грузов при организации перевозок железнодорожным транспортом

Договор железнодорожной перевозки грузов, организация перевозок железнодорожным транспортом

Железнодорожные перевозки являются очень востребованным видом доставки, так как, в отличие от автомобильных перевозок, здесь не играют роли погодные условия, сохранность остается на высоком уровне, скорость движения постоянна, а также есть возможность перевозить вещи в любых объемах, как в контейнерах, так и в вагонах, как негабаритные товары. Стоимость такой доставки заметно ниже, в сравнении с авиационным, водным или автомобильным транспортом. Однакоорганизация перевозок железнодорожным транспортом имеет и свои недостатки – довольно низкую скорость передвижения и невозможность доставки грузов прямо к месту назначения, поэтому иногда становится необходимым привлечение к доставке автомобильного транспорта. При оформлении договоренности на перевозку необходим договор железнодорожной перевозки грузов, который будет определять права и обязанности сторон.

Кроме того, перевозки грузов на поездах регулируются Уставом железных дорог, как и все возникающие хозяйственные отношения. Устав контролирует ответственность работников железной дороги, грузополучателей и грузоотправителей. Министерство путей сообщения издает также правила и инструкции, в которых прописаны все спорные моменты, которые могут возникнуть в процессе перевозок. Таким образом, организация перевозок железнодорожным транспортом лежит на совести всех субъектов перевозки – отправитель обязан позаботиться о своевременной подготовке грузов и документов, перевозчик следит за сохранностью груза, а получатель должен вовремя забрать груз в точке получения.

Виды железнодорожных перевозок::

  1. Повагонная отправка. В этом случае для перевозки грузов каждого отдельного отправителя, заключившего договор, выделяется специальный вагон, согласно перевозочному документу.
  2. Контейнерная перевозка. В контейнерах перевозят небольшие партии грузов, причем существует несколько вариантов контейнеров по их массе брутто – 3, 5, 10, 20, 24 и 30 тонн.
  3. Перевозка в сборных вагонах. Этот вид перевозок подходит в случае, если грузы отправляются небольшими партиями. При этом в одном вагоне собирают грузы от разных отправителей по разным документам перевозки.

Подробнее о видах отправки грузов.

Железнодорожные перевозки в контейнерах считаются самым удобным видом перевозки – контейнеры могут быть универсальными или особыми – для скоропортящихся, опасных или хрупких грузов, контейнеры легки в погрузке и разгрузке. Организация перевозок железнодорожным транспортом включает в себя получение заказа от отправителя и расчет тарифа, оформление железнодорожных накладных и заказ контейнера на терминале. Контейнер может быть специально оборудован, если этого потребует клиент. Контейнер доставляется к отправителю, проводятся погрузочные работы – сотрудниками компании-перевозчика или самим клиентом. После этого ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика, который постоянно наблюдает перемещения груза. По заявке отправителя возможно страхование груза или его вывоз, и разгрузка у получателя.

Грузы массой до 10 тонн – это мелкая отправка, такие грузы занимают не больше трети крытого вагона, полувагона или площадки платформы. Малотоннажная отправка – это партии груза массой 10-20 тонн и объемом не больше половины вагона.

Следует отметить, что организация перевозок железнодорожным транспортом возможна в следующих вариантах – в грузовых (грузовая скорость), ускоренных (большая скорость) и пассажирских поездах. Грузовая скорость означает, что груз будет перевозиться с длительными стоянками, при большой скорости (в ускоренных поездах) остановок меньше и они не такие долгие.

Транспортное законодательство в России постоянно развивается, изменяются правила регулирования перевозок, например, переход к рыночной экономике вызвал необходимость практически полного изменения правового контроля железнодорожных отношений. Железнодорожный транспорт занимает основное место в системе транспортного сообщения в нашей стране, но правила перевозок иногда вступают в диссонанс с правилами, принятыми во всем мире. В частности, вызывает споры вопрос правовой природы заявки отправителя груза и формы договора железнодорожной перевозки грузов, правовое положение получателя груза и имущественная ответственность перевозчика. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правила перевозки в главе 40, которая считается довольно спорной в том смысле, что оставляет без ответа некоторые вопросы. Так, не полностью ясно понятие договора перевозки и его правовая природа, а также непонятно, является ли договор консессуальным или реальным, двусторонним или многосторонним.

Что представляет собой договор железнодорожной перевозки грузов?

Этот документ фиксирует обязанности транспортной компании (перевозчика) доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю или представителю получателя. На отправителя же возлагается обязательство оплаты услуг перевозки, которая оговаривается заранее и прописывается в договоре. Договор перевозки отображает обязанности и права участников транспортной сделки. В соответствии с пунктами договора, перевозчик обязан предоставить транспорт для перевозки, отправить груз в назначенное время, сохранить его целостность и обеспечить безопасность транспортировки, соблюдать сроки доставки и произвести выдачу перевозимого груза получателю, имя которого указано в документах. В обязанности отправителя входит предъявление груза, подлежащего перевозке, точно в назначенное время и его маркировку, внесение провозной платы, которая определяется заранее, и соблюдение нормы погрузочно-разгрузочных работ.

Грузоотправитель берет на себя обязанности по подготовке грузов так, чтобы обеспечить их безопасность и сохранность, а также безопасность вагонов и контейнеров. Грузы, подлежащие перевозке через морские порты и пограничные станции железных дорог в непрямом международном сообщении или в районы Крайнего Севера, должны быть упакованы с применением специальной транспортной тары, в соответствии со стандартами и техническими условиями.

Договор железнодорожной перевозки грузов определяет наименование груза, его массу, количество мест штучных и тарных грузов, способ определения массы, вид упаковки и особые свойства груза. Все эти условия договора определяются нормами Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Кроме того, в договоре прописываются условия перевозки, а именно: расстояние, скорость передвижения, пункт назначения и точная дата доставки груза. Договор должен быть подписан обеими сторонами, так как договор считается заключенным только в случае, если между всеми сторонами сделки достигнуто соглашение по основным (существенным) условиям договора.

Существенные условия договора можно разделить на три группы:

  • условия, названные существенными в правовых актах, например, условие о предмете договора – основных действиях, которые обязан совершить перевозчик;
  • условия, названные в правовых актах необходимыми для заключения договора – такие, как пункт назначения;
  • условия, по которым достигнуто соглашение по заявлению одной из сторон – порядок отгрузки, проверка, условия оплаты, и другие.

Кроме существенных условий, присутствуют обычные условия договора, которые отражают самые типичные и распространенные условия договоров перевозки, например, срок и место исполнения, переход права собственности, обязательства по хранению и ремонту.

Важный документ, без которого невозможна организация перевозок железнодорожным транспортом – это транспортная накладная, которая считается полноправной формой договора перевозки. Транспортная накладная – это именной документ, она предоставляется отправителем груза, с указанием массы и количества вагонов или контейнеров, станции назначения и прочих сведений, предусмотренных правилами железнодорожных перевозок. Второй документ, который также регулирует организацию перевозок – это заявка отправителя груза, которая является источником обязательств по предъявлению грузов при перевозке и подаче вагонов или контейнеров. Также существуют такие документы, как железнодорожная квитанция, которая подтверждает вручение груза перевозчику и имеет вес, как доказательство, при полной потере груза или при получении груза без накладной, и дорожная ведомость.

Договор железнодорожной перевозки грузов может быть разовым или долгосрочным, в случае долговременного сотрудничества определяются фиксированные объемы перевозок, условия и сроки доставки, порядок расчетов и ответственность сторон за неисполнение обязательств. В целом, основной целью долгосрочных договоровжелезнодорожной перевозки является урегулирование в ходе перевозочного процесса таких взаимоотношений сторон, которые способствовали бы выполнению перевозки на данный период.

Перевозка грузов с помощью железнодорожного транспорта – это довольно удобный и надежный способ перевозки, при этом, таким образом возможно доставить самые разные виды грузов практически в любую точку страны или ближнего зарубежья. Правильное оформление перевозочных документов, в том числе, договора железнодорожной перевозки грузов, является гарантией выполнения обязательств всех сторон транспортных отношений, а также залогом спокойствия отправителя и получателя груза. Четкая организация перевозок железнодорожным транспортомзависит от каждого участника сделки, кроме того, от правомерности их действий и общей согласованности зависит сохранность груза и быстрота его перемещения в пространстве, что положительно отражается на ведении всех видов бизнеса.

  Скачать справочник по вагонам Правообладателем предлагаемой для скачивания информации является ОАО "РЖД"

Контакты

354057, Краснодарский край
г.Сочи, ул. Чебрикова, 7а, оф. 3
  Для заявок: 8 918 409-12-57
  8 (862) 261-01-33
  8 (862) 261-01-33
  yad001@yandex.ru

Доставляем по ЖД
продаём

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК 27
видов фракций
в БИГ БЭГАХ

Designed by Jn Jeels