Продолжение. Начало смотрите здесь.

Контейнеровозы делятся на семь основных категорий по размеру: малый фидер, фидер, фидермакс, панамакс, пост-панамакс, новый панамакс и ультра-большой. Любые из эти классов контейнеровозов могут перевозитькрупнотоннажные контейнеры. Эти суда обладают всеми приспособлениями, позволяющими перевезти контейнеры в целости и сохранности.

Размер судна «панамакс» ограничен шлюзами Панамского канала, который может принимать суда шириной до 32,31 м, наибольшей длиной до 294,13 м и осадкой до 12,04 м. Категория «постпанамакс» исторически использовалась для описания судна имеющего ширину более 32,31 м, однако проект расширения Панамского канала вызвал некоторые изменения в терминологии. Категория «новый панамакс» относится к максимальному размеру судна, которое будет в состоянии проходить через новый третий шлюзовый комплекс. Новые шлюзы строятся для прохождения контейнеровозов, общей длиной 366 метров, максимальной шириной 49 метров, и с осадкой для тропических пресноводных проектов в 15,2 метра. Такое судно будет достаточно широким, чтобы провести 19 рядов контейнеров, общая его мощность составит около 12000 TEU и и может быть сопоставимо по размерам с перевозчиком Capesize или танкером Суэцмакс. Все эти судна могут перевозить также икрупнотоннажные контейнеры.

Контейнеровозы под 3000 TEU, как правило, называют фидерами. Фидеры - это малые суда, которые обычно позволяют перевезти контейнеры между небольшими контейнерных портами. Некоторые фидеры собирают грузы из небольших портов, доставляют их в большие порты, где эти грузы загружают на большие суда, и по доставке грузов в порты назначения, их опять забирают фидеры и развозят по небольшим региональным портам. Этот размер судна, более всего подходит, для размещения на его борту кранов. Эти краны могут обрабатывать все виды контейнеров, в том числе и крупнотоннажные контейнеры.

Категории контейнеровозов по размерам

НазваниеОбъём (TEU)Пример
Ультра-Большой контейнеровоз 14,501 и выше При длине 397 м, ширине 56 м, осадкой 15,5 м, и объёмом свыше 15,000 TEU судна класса Эмма Майэрск намного превышают лимиты судна класса Новый Панамакс. На фото: MV Edith Maersk 15,000 TEU. Крупнотоннажные контейнеры, перевезти контейнер
Новый Панамакс 10,000 - 14,500 Шириной 43 м, судна класса COSCO Guangzhou слишком велики, для того, чтобы пройти через старые шлюзы Панамского канала, но могут легко пройти через новые расширенные. На фото: MV COSCO Guangzhou у пирса Гамбурга. Крупнотоннажные контейнеры, перевезти контейнер
Пост Панамакс 5,101 - 10,000
Панамакс 3,001 - 5,100 Судна класса Bay находятся на верхней границе класса Панамакс общей длиной 292,15 м, шириной 32,2 метра, и максимальной осадкой 13,3 м. На фото: MV Providance Bay 4,224 TEU проходит через Панамский канал. Крупнотоннажные контейнеры, перевезти контейнер
Фидермакс 2,001 - 3,000 Контейнеровозы до 3,000 TEU обычно называются Фидерами и на большинстве из них имеются судовые краны для грузов. На фото: MV TransAtlantic 384 TEU на якоре.  Крупнотоннажные контейнеры, перевезти контейнер
Фидер 1,001 - 2,000
Малый Фидер До 1,000

Грузовые краны

Важнейшей характеристикой контейнеровоза, является наличие установленных кранов для обработки груза. Те контейнеровозы, на которых имеются грузоподъёмные краны, называются крановыми, а те, на которых они отсутствуют, называются безкрановыми. Первые контейнеровозы 1970-х годов были безкрановыми. С тех пор процент постройки новых крановых контейнеровозов колебался в широких пределах, но в целом он сократился, и в 2009 году только 7,5% контейнерных судов оснащаются кранами. Несмотря на то, крановое судно или бескрановое перевезти контейнеры может любое из них.

Хотя, крановые контейнеровозы являются более гибкими, так как они могут заходить в порты, которые не оборудованы пирсовыми кранами, они страдают от нескольких недостатков. Во-первых, стоимость кранового судна больше, чем безкранового. Во-вторых, крановое судно требует больших периодических затрат, таких как обслуживание и расходы на топливо. Совет Организации Объединенных Наций по торговле и развитию характеризует крановые судна таким образом "их следует применять только в тех портах, где низкие объемы грузов не оправдывают инвестиции в портовые краны или где государственный сектор не имеет финансовых ресурсов для таких инвестиций».

На некоторых крановых суднах вместо поворотных кранов установлены козловые. Эти краны, разработаны специально для контейнерных работ. Они способны передвигаться по рельсам. Кроме дополнительных расходов, капитальных и эксплуатационных затрат, эти краны загружают и разгружают контейнеры гораздо медленнее, чем их береговые собратья. К тому же крупнотоннажные контейнеры больше рассчитаны на портовые краны, чем на судовые.

Внедрение и совершенствование портовых кранов было ключом к успеху контейнеровозов. Первый кран, который был специально разработан для контейнерных работ, построен в порту Аламеда штат Калифорния в 1959 году. К 1980 году береговые козловые краны были способны перемещать контейнеры за 3-минутный цикл, или до 400 тонн в час. В марте 2010 года в Порт-Кланге, в Малайзии, установлен новый мировой рекорд, когда были сделаны 734 перемещения контейнеров за один час. Рекорд был достигнут с использованием 9 кранов, одновременно загружающих и выгружающих судно MV CSCL Pusan вместимостью 9600 TEU.

Суда, находящиеся в диапазоне вместимости 1,500-2,499 TEU являются, классом судов, наиболее подходящих для размещения на них кранов. Более, чем 60% этой категории крановые суда. Чуть меньше трети самых малых судов (от 100-499 TEU) крановые, и почти нет крановых судов вместимостью свыше 4000 TEU.

Грузовые трюмы контейнеровозов

Эффективность всегда была ключевым моментом в оформлении контейнерных судов. В то время, как перевезти контейнеры можно и на обычных навалочных судах, на специализированных контейнеровозах имеются трюмы, разработанные для ускорения погрузки и разгрузки, а также эффективному обеспечению безопасности морских перевозок контейнеров. Одним из ключевых аспектов контейнерной специализации судна является дизайн люков, отверстий с главной палубы в трюм. Отверстия люка растянуты на всю ширину грузовых трюмов, и окружены вертикальной стальной конструкцией, известной, как комингс. На верху комингсов люков располагаются люковые закрытия. До 1950-х годов, люки, как правило, прикрывались деревянными крышками и брезентом, который придавливался деревянными брусками. В настоящее время часть крышек люков представляют собой твердые металлические пластины, которые поднимаются и опускаются судовыми кранами, а другие являются механизмами, которые открываются и закрываются с помощью мощных гидравлических цилиндров. Это особенно важно для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Другим ключевым элементом дизайна контейнеровозов является использование направляющих ячеек. Направляющие ячейки - это вертикальные конструкции изготовленные из металла и установленные в грузовые трюмы. Эти конструкции позволяют устанавливать контейнеры во время загрузки в чёткие ряды и перевезти контейнеры в устойчивом положении во время качки при движении судна. Таким образом направляющие ячейки представляют настолько основополагающее значение для контейнеровозов, что такие организации, как Конференция по торговле и развитию Организации Объединенных Наций считает их основным признаком, который отличает контейнеровозы от обычных грузовых судов.

Для описания в грузовых планах расположения контейнера на борту судна используется система трёх измерений. Первой координатой является ряд, который начинается в передней части судна и возрастает к кормовой. Вторая координата начинается с яруса первого уровня в нижней части грузовых трюмов, потом переходит на второй ярус, на вершине, и так далее. Третьей координатой является слот. Слоты, находящиеся по правому борту судна представляют собой нечетные числа, а те, что, по левому борту четные. Отсчёт начинается от ближайших к центру судна слотов и возрастает по мере удаления слотов от центра. Для крупнотоннажных контейнеров сохраняется вышеуказанная система отсчёта.

Крепежные системы контейнеровозов

Используются многочисленные системы для крепления контейнеров на борту судов, в зависимости от таких факторов, как тип судна, тип контейнера, и местоположение контейнера. Проще всего размещать контейнеры в трюмах полностью ячеистых (FC) судов с помощью простых металлических приспособлений, а именно: направляющих для контейнеров, установочных конусов, и специальных распорок для удержания контейнеров вместе. Для крепления контейнеров на верхних палубах, где отсутствуют ячейки, используется более сложное оборудование. В настоящее время используются три системы удержания контейнеров: система крепления, система запирания и система опор. Крепежные системы удерживают контейнеры на судне при помощи следующих устройств: тросов, жестких стержней или цепей и устройств для натяжения, таких как талрепы. Эффективность крепления увеличивается путём скрепления контейнеров вместе, при помощи простых металлических приспособлений, таких, как распорные конусы или более сложных устройств, таких как штабелеры с поворотным замком. Типичный поворотный замок работает таким образом: один контейнер устанавливается на другой, так, чтобы его поворотный замок попал точно в литое отверстие на каждом верхнем углу нижнего контейнера, затем этот замок поворачивается и таким образом получаются два яруса контейнеров надёжно скрепленных вместе, далее сверху ставится ещё один ярус скрепляемый таким способом, затем следующие ярусы и т.д. Типичные поворотные замки изготовлены из кованой стали и высокопрочного чугуна и имеют прочность на сдвиг 48 метрических тонн.

Система опор, используемая на некоторых крупных контейнеровозах, представляет собой систему больших башен размещённых на обоих концах каждого грузового отсека. По мере загрузки судна, добавляются жесткие, съёмные рамы, удерживающие вместе контейнеры, что позволяет перевезти контейнеры до места назначения в целости и сохранности.

Заключение: Таким образом из этой статьи видно развитие контейнерных перевозок морским путём. Как изменяются и совершенствуются не только сами контейнеры, контейнеровозы, контейнерные перевозки, но и морские пути, в частности расширяются шлюзы каналов, для пропуска судов большего размера и грузоподъёмности.

Читать продолжение статьи...

Перевод: Юрий Собко

  Скачать справочник по вагонам Правообладателем предлагаемой для скачивания информации является ОАО "РЖД"

Контакты

354057, Краснодарский край
г.Сочи, ул. Чебрикова, 7а, оф. 3
  Для заявок: 8 918 409-12-57
  8 (862) 261-01-33
  8 (862) 261-01-33
  yad001@yandex.ru

Доставляем по ЖД
продаём

КВАРЦЕВЫЙ ПЕСОК 27
видов фракций
в БИГ БЭГАХ

Designed by Jn Jeels