Окончание. Смотрите начало здесь
Эффект от введения метода контейнерных перевозок
Благодаря контейнерным международным железнодорожным перевозкам в торговле значительно снизились расходы, и снизилось время доставки почти в два раза, особенно это касается потребительских товаров. Контейнерные перевозки очень сильно изменили инфраструктуру портовых городов мира. Для того, чтобы загрузить контейнеры на судно, достаточно бригады грузчиков из 20 – 22 человек. В результате введения контейнерных перевозок в больших командах грузчиков в портах уже отпала необходимость, более того, изменились профессиональные требования к портовым работникам.
Также подверглись изменениям сами портовые сооружения и оборудование. Одним из последствий стало сокращение некоторых портов и рост других. В порту Сан-Франциско, причалы, ранее используемые, для погрузки и разгрузки товаров перестали использоваться из-за ненадобности, а места для операций с контейнерами было недостаточно. В результате порт Сан-Франциско практически прекратил своё существование, как основной торговый порт, но соседний порт Окленда стал вторым по величине на Западном побережье Америки. Аналогичная участь постигла связь между портами Манхэттен и Нью-Джерси. В Великобритании, профсоюзы портовых грузчиков протестовали против введения в практику контейнерных перевозок, так, как эти введения привели к изменению статуса Лондонского и Ливерпульского портов, как основных портов страны. Между тем, резко возросла роль связей между британским портом Феликсстоу и голландским Роттердамом. Также речные порты, неспособные принимать крупные морские и океанские суда отказались от контейнерных перевозок в пользу морских портов. При интермодальных перевозках, работа по сортировке и упаковке контейнеров может быть выполнена далеко от точки разгрузки присоответствующей вместимости контейнеров.
Состояние международных железнодорожных перевозок в двадцать первом веке
По состоянию на 2009 примерно 90% ненасыпных грузов по всему миру перевозится в контейнерах в два яруса на транспортных судах, 26% из этих перевозок осуществляет Китай. Например, в 2009 году Китай произвёл 105 976 701 доставок (как международных, так и прибрежных, исключая Гонконг), Гонконг (который указан отдельно) произвёл 21 040 096 доставок, при этом Соединённые штаты произвели всего 34 299 572 доставок. В 2005 году около 18 миллионов контейнеров сделали более чем 200 миллионов рейсов в год. Некоторые корабли могут принимать до 14500 двадцати футовых контейнеров, например, судно под названием Emma Mærsk, 396 м в длину, спущенное на воду в августе 2006 года. Было предсказано, что в определенный момент, размеры контейнеровозов будут ограничены только глубиной Малаккского пролива, одним из самых оживленных мест в мире судоходства, связывающего Индийский и Тихий океаны. Это, так называемый, Malaccamax размер, который ограничивает размеры судна до 470 м в длину и 60 м в ширину.
Однако мало кто изначально предвидел степень влияния контейнеризации на индустрию международных железнодорожных перевозок. В 1950-х годах экономист Гарвардского университета Benjamin Chinitz предсказал, что контейнеризация пойдет на пользу Нью-Йорку, позволяя ему поставлять промышленные товары по более низким ценам в южную часть Соединенных Штатов, но никто не предполагал, что контейнеризация поможет дешевле импортировать эти товары из-за рубежа . Большинство экономических исследователей международных железнодорожных перевозок лишь считали, что грузоперевозчики начнут менять старые методы доставки, на новые интермодальные, но не ожидали, что процесс контейнеризации окажет непосредственное влияние на выбор производителей и увеличение общего объема международных железнодорожных перевозок.
Широкое использование контейнеров стандарта ISO, привело к изменениям стандартов оборудования и средств перевозок, постепенно заставляя переходить от съемных кузовов на стандартные размеры и формы (правда, пока не учитывая параметры, необходимые для штабелирования), а также изменением стандартов грузовых поддонов, которые вписываются в ISO контейнеры или в транспортные средства, к тому же этот метод позволил безпрепятственно изменять вместимость контейнера.
Улучшенная безопасность грузов также является важным преимуществом контейнерных перевозок. Груз не виден для случайного зрителя и, следовательно, имеет меньше шансов быть украденным, двери контейнеров, как правило, опечатаны, так что постороннее вмешательство становится более заметным. Некоторые контейнеры оснащены электронными устройствами контроля и могут удаленно контролироваться на предмет изменения в давлении воздуха, которое происходит, когда двери открыты. Это привело к снижению краж, которыми издавна страдали грузоперевозчики и увеличению вместимости контейнеров.
Благодаря использованию стандартных размеров контейнеров по всему миру уменьшилась проблемы, вызванные несовместимостью размеров колеи в разных странах. Большинство железнодорожных сетей в мире используют ширину колеи 1435 мм, известную, как стандартная колея, но во многих странах (таких, как Россия, Индия, Финляндия и Литва) используется более широкая колея, в то время, как многие другие страны Африки и Южной Америки используют узкие колеи. Использование контейнерных поездов во всех этих странах делает перегрузку между поездами с разными размерами железнодорожной колеи намного легче.
20 или 40-футовые контейнеры стали популярным способом перевозки легковых автомобилей и других транспортных средств за границу. В отличие от доставки автомобиля roll-on/roll-off, личные вещи можно легко загрузить в контейнер с транспортного средства, что позволяет без проблем переезжать из одной страны в другую.
Стандарты контейнеров
Стандарт ISO
Есть пять общих стандартов контейнеров:
- 20 футов (6,1 м);
- 40 футов (12,2 м);
- 45 футов (13,7 м);
- 48 футов (14,6 м);
- 53 фута (16,2 м).
Внутренние стандарты контейнеров в Соединенных Штатах, как правило, 48 футов и 53 фута (железнодорожные и автомобильные). Емкость контейнера часто выражается в двадцати футовом эквиваленте единиц (TEU). Эквивалентной единицой является мера объёма контейнерных грузов, равная одному стандартному контейнеру 20 футов (длина) × 8 футов (ширина). Поскольку это приближенная мера, так как высота не учитывается, например 9 футов 6 дюймов (2,9 м) High Cube или 4 фута 3 дюйма (1,3 м) half height, 20 футовые (6,1 м) контейнеры также называют один TEU.
Максимальная масса брутто сухого груза в 20 футовом (6,1 м) контейнере 24000 кг, а в 40 футовом при высоте 2,87 м (9 футов 6 дюймов) High Cube контейнере - 30 480 кг. С учетом массы самого контейнера, максимальная масса вместимости контейнера, следовательно, снижается примерно до 22 000 кг на 20 футов (6,1 м) и 27 000 кг на 40 футов (12 м). Первоначально высота контейнеров ICO составляла 8 футов (2,4 м). Это было сделано отчасти для того, чтобы удовлетворить возможность проезда через большую часть железнодорожных туннелей, хотя, в дальнейшем, размеры некоторых из этих тоннелей были изменены, так как появились более высокие контейнеры.
Существует ещё множество других стандартов, но стандарты ISO самые распространённые.
Заключение
Из всего вышесказанного видно, что контейнерные перевозки позволили снизить стоимость грузоперевозок, а также уменьшить время загрузки и выгрузки. На сегодняшний день интермодальные контейнерные перевозки продолжают своё развитие. На протяжении всей истории развития контейнерных перевозок наблюдается тенденция увеличения вместимости контейнеров.
Перевод: Юрий Собко